Трудно точно припомнить с каких времен люди начали играть. Игра – естественное состояние человека. Детство каждого происходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых.
Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры, играют наши дети, судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.
Сформировать правильные модели поведения, показав, как можно и должно играть – одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр.
Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители – короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты.
Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.
Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.
Во-первых, поскольку в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих, в кукольном их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им.
Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего, в словесных и физических действиях живого человека — актера или актера — кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя. Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли.
В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека.
Развитие детей осуществляется посредством приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Программа «Кукольный театр» по форме является модифицированной, по целевому обеспечению потребностей творческого развития – образовательно-развивающей (при разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, Н.Трифоновой, Л. Иванцовой, О. Коржовой, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного).
В Центре временно проживают несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или находящиеся в социально опасном положении. Это несовершеннолетние, в достаточном количестве не получающие родительской заботы и ласки. Социальная ситуация воспитанников центра такова, что им приходится самостоятельно заботиться о себе, с раннего возраста учиться удовлетворять элементарные потребности в еде, крыше над головой, безопасности. При этом дети лишаются возможности получать достойное всестороннее развитие, воспитание и образование. Такая категория детей характеризуется эмоциональной бедностью, узкими интересами на бытовом уровне и девиантным поведением. Перед ними открываются новые возможности для реализации себя как личности, своих талантов и возможностей. Некоторые из них впервые в жизни имеют возможность проявить себя в творчестве. Новая для них деятельность вызывает интерес, желание посещать занятия и представлять результаты своей деятельности на суд зрителей.
Новизна программы
В процессе занятий познавательная активность детей и подростков выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Воспитанники получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Особенность программы «Кукольный театр» в том, что она разработана для детей разного возраста, которые имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа «Кукольный театр» — это механизм, раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности, приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей. Методы работы преподавателя по формированию и развитию творческих умений и навыков, театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование навыков театрального действия воспитанников.
Педагогическая целесообразность программы
Дети, находящиеся в социально опасном положении, лишённые родительской ласки имеют плохое физическое и психологическое здоровье. Кроме развивающих и обучающих задач, занятия в кукольном театре решают так же немаловажную задачу — оздоровительно-коррекционную. Совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, помогает строить плавную и непрерывную речь, представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизации личности. С помощью занятий в театре можно помочь личности адаптироваться к сложным условиям или ситуациям. Для детей всех возрастов занятия в кукольном театре – это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа «Кукольный театр» направлена на формирование навыков о театральном действии.
Со временем участие в «Кукольном театре» становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала и использования современных технических средств обучения.
Задачи:
- Обучающие
- научить сценическим движениям, сценической речи;
- научить элементам импровизации и композиции;
- дать основные понятия об истории русского кукольного театра, истоках его зарождения, техника речи, какие понятия она в себя включает, пауза, логическое ударение, интонация, скороговорка, привести примеры изученных скороговорок, этюд, виды сценических этюдов;
- объяснить термин УНТ (устное народное творчество), иметь представление о русском фольклоре, его формах и видах;
- обучить ребенка владению своим телом;
- научить основам верного дыхания;
- Развивающие
- активизировать творческие способности воспитанников;
- развить индивидуальные способности: речь, пластику, актерские, импровизационные и авторские данные;
- развить образное мышление и желание импровизировать;
- совершенствовать и углублять знания и навыки;
- развить общий и культурный кругозор;
- развить художественное воображение и образное мышление;
- развить внимание;
- развить умение правильно, эмоционально и красиво излагать свои мысли;
- развить умение наблюдать за собой;
- снять зажатость в общении со сверстниками;
- развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.
- развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при выполнении сценического действия через психофизический тренинг;
- Воспитательные
- приобщить обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере театрально-сценического искусства;
- воспитать художественный вкус обучающихся;
- воспитать самостоятельную творческую личность;
- формировать нравственные и моральные идеалы;
- формировать этику поведения на занятиях и в повседневной жизни;
- воспитывать эмоционально-волевую сферу;
готовить личность ребенка к успешной социализации;
- привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам,
репетиционному помещению и т.д.
- воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других воспитанников;
- Воспитывать умение использовать знания и навыки, полученные в театрализованных играх, в повседневной жизни.
Отличительные особенности образовательной программы:
Отличительной особенностью данной программы является то, что дети, обучающиеся театральной деятельности, не проходят специальный отбор и главный критерий обучения – желание ребёнка. Основная задача – самореализация, самовыражение воспитанников центра. При этом дети, обучающиеся по программе «Кукольный театр», не только разных возрастных категорий, но и имеют разные стартовые способности и возможности. Предпочтение отдается практическому аспекту обучения с усложнением нагрузки и сложности изучаемого материала в зависимости от уровня подготовки каждого воспитанника.
В рамках реализации программы, в процессе обучения театральной деятельности, с детьми готовятся как индивидуальные, так и групповые сценические композиции, которые сопровождаются элементарными импровизациями и хореографическими постановками. При этом ребята с разными театральными способностями имеют возможность равной самореализации театральной деятельности, но и в других видах творчества.
Особенностью программы «Кукольный театр» является так же то, что дети могут включаться в процесс обучения на любом этапе реализации программы, по мере поступления их в центр.
В данной программе используются здоровьесберегающие технологии, благотворно влияющие на организм ребенка, например, в упражнениях по постановке дыхания используются дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Основное направление программы — первоначальное обучение театральному искусству, умению держаться на сцене, находить контакт со зрителем, доставлять ему эстетическое удовольствие, выражать собственное эмоциональное состояние посредством игры, взгляда, мимики и жестикуляции, что оказывает положительное влияние на успешную социализацию детей, находящихся в социально опасном положении.
Реализация программы рассчитана на 6 месяцев, что обусловлено средним сроком проживания детей в Центре семьи «Богучанский». Программа рассчитана на воспитанников в возрасте от 4 до 18 лет.
Формы и режим занятий:
В неделю предполагается 3 занятия, которые могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Продолжительность занятия группового занятия 45 минут, индивидуального – 30 минут.
Индивидуальные занятия проводятся по индивидуальному составленному графику.
В соответствии с возрастом, воспитанники определяются в одну из групп: 4-6 лет; 7-11 лет; 12-15 лет; 16-18 лет.
Программа разбита на 4 модуля, каждый соответствует определенной возрастной группе.
Формы проведения занятий:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами с целью формирования навыка коллективной работы и навыка общения.
Практические занятия, предполагает выполнение упражнений с анализом пластической реакции, развитие мимических, жестовых навыков.
Занятие-постановка, репетиция — проводится с целью развития речи воспитанников и их двигательной культуры, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие–спектакль (представление) совершенствует технику сценической речи, формирует навык коллективной работы и творческой дисциплины. Проводится для самих детей, сотрудников и гостей центра.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
В рамках учебных занятий используются следующие методы обучения: методы активизации деятельности; объяснительно — иллюстративный, игровой метод, частично – поисковый, проблемный, исследовательский метод и метод проектов на этапе формирования знаний; аналитические методы на итоговых занятиях; методы поощрения и мотивации для создания атмосферы заинтересованности и др.
Ожидаемые результаты и способы их определения:
По окончании цикла обучения воспитанники овладеют определенным уровнем (в зависимости от возраста и предварительной подготовки) основ театрального и кукольного искусства, умением применять полученные знания и навыки в творческой практике.
Воспитанники центра смогут:
- развить деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.;
- приобщиться к художественной — эстетической культуре через активизацию творческих способностей в сфере театрального и кукольного искусства;
- сформировать необходимые для занятий способности: выносливость, концентрацию, внимание, умение ориентироваться в пространстве;
- развить общий и культурный кругозор;
- развить этические аспекты поведения на занятиях и вне занятий, культуру общения и поведения в социуме;
- сформировать навыки здорового образа жизни, воспитать чувство гордости за культурное и историческое наследие России, воспитать толерантное отношение к окружающим.
Результатом совместной работы педагогов и детей является духовное и физическое развитие обучающегося; формирование раскованного, общительного человека; развитие фантазии, памяти, внимания, а также развитие чувства пространства, времени, и других психологических свойств личности обучающихся; возможность реализации творческих способностей обучающихся в постановке спектакля, представлений; развитие творческой самостоятельности, театральной дисциплины, практических навыков.
Поскольку воспитательный потенциал кукольного театра не ограничен образно-семантическим направлением интеллектуального развития личности, в работе по программе «Кукольный театр» можно выделить поисково-системное направление, цель которого – выработка навыка сбора информации из различных источников, необходимой для созданий художественного образа персонажа и, конечно же, сравнительно-оценочное направление, которое предполагает развитие чувства гармонии и формирования критериев оценки.
К окончанию обучения по данной программе дети, в соответствии с возрастными особенностями, приобретают знания по устройству зрительного зала и сцены, многообразию театральных профессий, культуре поведения на сцене и за кулисами.
Выпускники смогут совершенствовать полученные знания и навыки на основе более сложного репертуара, участия в театральной деятельности коллектива, конкурсных и досуговых мероприятиях.
В результате обучения по программе «Кукольный театр» воспитанники должны знать/понимать:
- сведения об истории русского кукольного театра, истоках его зарождения;
- объяснить термин УНТ (устное народное творчество), иметь представление о русском фольклоре, его формах и видах;
- что такое техника речи, какие понятия она в себя включает;
- что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д.
чем отличаются понятия:
- техника речи и развитие речи;
- что такое дикция;
- что такое скороговорка, привести примеры изученных скороговорок;
- что такое этюд, виды сценических этюдов;
уметь:
- объяснить понятия: жест, мимика, сценическая пластика, сценическое движение;
- выполнять индивидуальные и коллективные речевые этюды;
- владеть навыком сценической импровизации;
- применять полученные знания в создании характера сценического образа.
К концу обучения более ярко проявляются творческие способности каждого воспитанника кукольного театра. Владение различными актерскими, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети принимают активное участие во всех представлениях, конкурсах.
Посещение концертов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения театральному и кукольному искусству на любой стадии обучения.
Обучение по данной программе предполагает тесное сотрудничество воспитанников и педагога с психологической службой учреждения, которая подбирает необходимый воспитаннику индивидуальный комплекс коррекционно-развивающих упражнений.
Формы контроля реализации программы
Систематический контроль за эффективностью театрально-педагогического процесса со стороны педагога, аудио-видео средств ТСО и методы самоконтроля со стороны обучающегося: наблюдение, театрализованные представления, опросы, индивидуальный контроль, а также самонаблюдение и самооценка проводятся 2 раза в процессе обучения для каждого воспитанника.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Наличие репетиционного помещения (сцена).
- Стулья для детей дошкольного и школьного возрастов.
- Музыкальный центр, компьютер.
- Театральная ширма.
- Электроаппаратура.
- Театральные костюмы, куклы, декорации.
- Подборка репертуара.
- Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
- Записи выступлений, театральных представлений.