Жестокое обращение с детьми — это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении.
О случаях жесткого обращения с детьми регулярно говорят средства массовой информации. Однако семейное насилие бывает не только физическим, ребенка можно унизить морально – оскорблениями, угрозами, эмоционально холодным отношением. Казалось бы, психическое насилие не так страшно, как физическое, но его последствия для ребенка могут быть очень серьезными, а порой – необратимыми. Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми? Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов. Наиболее общие проблемы, характерные для таких родителей,— это депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, развод, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой. Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить. Другие родители, подвергающие своих детей жестокому обращению, буквально ненавидят их или чувствуют к ним отвращение. Мать, жестоко обращающаяся со своим ребенком, вероятно, считает, что ее ребенок нарочно досаждает ей. В основе большинства случаев жестокого обращения с детьми лежит порочный круг насилия, который перетекает от одного поколения к другому. Приблизительно одна треть всех тех родителей, кто подвергался жестокому обращению в детстве, плохо обращается со своими собственными детьми. Еще одна треть родителей обычно не проявляют жестокости к своим детям. Однако они могут так поступать, находясь в состоянии стресса. Такие родители просто никогда не учились тому, как любить детей, общаться с ними и воспитывать их. Большинство детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны своих родителей, позднее сами начинают проявлять жестокость к своим детям. Проблемы детей являются отражением проблем родителей, поэтому работу по оказанию своевременной социальной, психологической, педагогической и иной помощи семье и детям считаем целесообразным проводить параллельно как с ребенком, так и непосредственно с его семьей.
Актуальность проблемы насилия и жестокого обращения с детьми
Дети, которые с малых лет подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей. Жестокое обращение в форме физической и эмоциональной жестокости, сексуального насилия, а также пренебрежения способствуют формированию у ребенка агрессивности и склонности к дальнейшему воспроизведению подобных форм поведения в социальных контактах и, в частности, впоследствии по отношении к собственным детям. Поэтому, насилие как способ разрешения проблем и конфликтов передается из поколения в поколение.
Таким образом, организация профилактической и коррекционной работы будет способствовать усилению собственного потенциала семьи, развития гармоничных детско-родительских отношений, что способствует формированию адекватных способов взаимодействия и поведения как детей, так и родителей.
Эффективными методами и приемами коррекционной и профилактической работе являются мягкие психолого – педагогические коррекционные методы: игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, музыкотерапия, куклотерапия и т. д.
Успешность работы зависит от организации профилактической работы с детьми и родителями, также своевременного оказания комплексной специализированной помощи и дальнейшего сопровождения пострадавших детей от жестокого обращения. Программа будет применяться специалистами учреждения в работе с получателями социально-психологических социально-педагогических услуг (многодетные, малообеспеченные семьи, семьи СОП, семьи употребляющие алкоголь).
Цель: профилактика семейного насилия и жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи:
— разработка системы мер, направленных на сохранение по максимальной возможности положительного микросоциума в семье;
— оказание специализированной помощи несовершеннолетним и их семьям, находящимся в зоне риска;
— укрепление внутрисемейных связей в семье, находящейся в зоне риска;
— развитие позитивных детско – родительских отношений.
Программа включает четыре этапа:
№ | этапы | цель | задачи | методы |
1 | Вхождение в семью. Выявление и оценка семейной ситуации как кризисной. | Обследование условий жизни семьи. Поиск причины кризиса. | Определение необходимости и возможности работы с семьей. Оценка семейной ситуации; определение типа детско-родительских отношений; преодоление кризиса. | Изучение внутрисемейных отношений; диагностика семейной ситуации. Работа с инспектором ПДН; социальным педагогом школы, классным руководителем, родственниками. |
2 | Изучение семьи. Анализ информации. | Создание новых или восстановление разрушенных позитивных контактов в семье, предупреждение негативных контактов внутри семьи и с социумом. | Формирование представлений о разных аспектах функционирования семьи. | Беседы; консультации. |
3 | Профилактическая коррекционная работа. | Стабилизация позитивных изменений. | Решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности семьи. | Составление плана работы с семьей. Краткосрочная рациональная психотерапия. Разрешение конфликтов, психологическое консультирование. |
4 | Промежуточный анализ изменений в семье. | Сравнительный анализ предыдущих и полученных результатов. | Перспективный план работы с семьей. Контроль ситуации в семье через 2 – 4 месяца. | Документальная фиксация изменения ситуации (динамика). |
Формы и методы реализации программы:
Групповые и индивидуальные беседы, интервью, лекции, консультации, занятия, метод анализа конкретных ситуаций, психогимнастические упражнения, тестирование, анкетирование, наблюдение.
Ожидаемые результаты и критерии эффективности программы:
Реализация программы даст возможность
детям:
— развитие у детей способности осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции других людей.
— повысить свою самооценку и самоконтроль в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, снизить тревожность, агрессию;
— будет способствовать повышению уверенности в своих силах и формированию у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию процесса общения.
родителям:
— компетентность знаний в области профилактики жестокого обращения с детьми;
— повысить родительскую самооценку, уверенность, умение выражать свои чувства, эмоции и настроение словами;
— расширение педагогических и психологических знаний родителей о воспитании детей;
— гармонизация супружеских отношений.
детско-родительским отношениям:
— развитие навыков конструктивного взаимодействия и общения в семье и за ее пределами;
— формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого.
-развитие сплоченности и конструктивных детско-родительских отношений.
Для контроля эффективности программы используются следующие методы:
- метод наблюдений;
- беседа, интервью;
- психологические тесты, анкеты
Таким образом, для того, чтобы наши дети, а в будущем взрослые, были психологически здоровы, необходима организация профилактики жестокого обращения с детьми в семье. Это поможет сохранить здоровье и благополучие будущего поколения, и, выросшее в атмосфере доброты и взаимопонимания, оно сможет строить взаимоотношения с друзьями, в семье, с собственными детьми, в будущем конструктивно опираясь только на положительный опыт поколений. Лишь воспитание в среде, где ребенка любят, где его окружает теплая, справедливая обстановка приводит к тому, что он вырастает приятным для окружающих его людей.