Программа дополнительного образования «Кукольный театр»

Трудно точно припомнить с каких времен люди начали играть. Игра – естественное состояние человека. Детство каждого происходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых.

Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры, играют наши дети, судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.

Сформировать правильные модели поведения, показав, как можно и должно играть – одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр.

Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители – короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты.

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.

Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.

Во-первых, поскольку в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих, в кукольном их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им.

Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего, в словесных и физических действиях живого человека — актера или актера — кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя. Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли.

В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека.

Развитие детей осуществляется посредством приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей.

Театральная  деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Программа «Кукольный театр» по форме  является модифицированной, по целевому обеспечению потребностей творческого развития – образовательно-развивающей (при разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной,  И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой,  И.Б. Белюшкиной, Н.Трифоновой,  Л. Иванцовой,  О. Коржовой,  в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного).

В Центре  временно проживают несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или находящиеся в социально опасном положении.  Это несовершеннолетние, в достаточном количестве не получающие родительской заботы и ласки. Социальная ситуация воспитанников центра такова, что им приходится самостоятельно  заботиться о себе, с раннего возраста учиться удовлетворять элементарные потребности в еде, крыше над головой, безопасности.  При этом дети лишаются возможности получать достойное всестороннее развитие, воспитание и образование. Такая категория детей характеризуется эмоциональной бедностью, узкими интересами на бытовом уровне и девиантным поведением.  Перед ними открываются новые возможности для реализации себя как личности, своих талантов и возможностей. Некоторые из них впервые в жизни имеют возможность   проявить себя в творчестве. Новая для них деятельность вызывает интерес, желание посещать занятия и представлять результаты своей деятельности на суд зрителей.

Новизна программы

В процессе занятий познавательная активность детей и подростков выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Воспитанники получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Особенность программы «Кукольный театр» в том, что она разработана для детей разного возраста, которые имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа «Кукольный театр» — это механизм, раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности, приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей. Методы работы преподавателя по формированию и развитию творческих умений и навыков, театральная  деятельность  развивает личность  ребёнка,  прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.  Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование  навыков театрального действия воспитанников.

Педагогическая целесообразность программы

Дети, находящиеся в социально опасном положении, лишённые родительской ласки имеют плохое физическое и психологическое здоровье. Кроме развивающих и обучающих задач, занятия в кукольном театре решают так же немаловажную задачу — оздоровительно-коррекционную. Совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов,  помогает строить плавную и непрерывную речь, представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизации личности. С помощью занятий в театре можно помочь личности адаптироваться к сложным условиям или ситуациям. Для детей всех возрастов занятия в кукольном театре – это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа «Кукольный театр» направлена на  формирование навыков о театральном действии.

Со временем участие в «Кукольном театре» становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства,  воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала и использования современных технических средств обучения.

Задачи:

  1. Обучающие
  • научить сценическим движениям, сценической речи;
  • научить элементам импровизации и композиции;
  • дать основные понятия об истории русского  кукольного театра, истоках его зарождения, техника речи,  какие понятия она в себя включает, пауза, логическое ударение, интонация,  скороговорка, привести  примеры изученных скороговорок, этюд, виды сценических этюдов;
  • объяснить термин УНТ (устное народное творчество), иметь представление о русском фольклоре, его формах и видах;
  • обучить ребенка владению своим телом;
  • научить основам верного дыхания;
  1. Развивающие
  • активизировать творческие способности воспитанников;
  • развить индивидуальные способности: речь,  плас­тику, актерские, импровизационные  и авторские данные;
  • развить образное мышление и желание импровизировать;
  • совершенствовать и углублять  знания и навыки;
  • развить общий и культурный кругозор;
  • развить художественное воображение и образное мышление;
  • развить внимание;
  • развить умение правильно, эмоционально и красиво излагать свои мысли;
  • развить умение наблюдать за собой;
  • снять зажатость в общении со сверстниками;
  • развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.
  • развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при выполнении сценического действия через психофизический тренинг;
  1. Воспитательные
  • приобщить обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере театрально-сценического искусства;
  • воспитать художественный вкус обучающихся;
  • воспитать самостоятельную творческую личность;
  • формировать нравственные и моральные идеалы;
  • формировать этику поведения на занятиях и в повседневной жизни;
  • воспитывать эмоционально-волевую сферу;

готовить личность ребенка к успешной социализации;

  • привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам,

репетиционному помещению и т.д.

  • воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других воспитанников;
  • Воспитывать умение использовать знания и навыки, полученные в театрализованных играх, в повседневной жизни.

Отличительные  особенности  образовательной программы:

Отличительной особенностью данной программы является то, что  дети, обучающиеся театральной деятельности, не проходят специальный отбор и главный критерий обучения – желание ребёнка.  Основная задача – самореализация, самовыражение воспитанников центра. При этом дети, обучающиеся по программе «Кукольный театр», не только разных возрастных категорий, но и  имеют разные стартовые способности и возможности.  Предпочтение отдается практическому аспекту обучения с усложнением нагрузки и сложности изучаемого материала в зависимости от уровня подготовки каждого воспитанника.

В рамках реализации программы, в процессе обучения театральной деятельности, с детьми готовятся как индивидуальные, так и групповые сценические композиции, которые сопровождаются элементарными импровизациями и хореографическими   постановками. При этом ребята с разными театральными способностями имеют возможность равной самореализации театральной деятельности, но и в других видах творчества.

Особенностью программы «Кукольный театр» является так же то, что дети могут включаться в процесс обучения на любом этапе реализации программы, по мере поступления их в центр.

В данной программе используются здоровьесберегающие технологии, благотворно влияющие на организм ребенка, например, в упражнениях по постановке   дыхания   используются   дыхательная   гимнастика          А.Н. Стрельниковой.

Основное направление программы  — первоначальное обучение театральному искусству, умению держаться на сцене, находить контакт со зрителем, доставлять ему эстетическое удовольствие, выражать собственное эмоциональное состояние посредством игры, взгляда, мимики и жестикуляции, что оказывает положительное влияние на успешную социализацию детей, находящихся в социально опасном положении.

Реализация программы рассчитана на 6 месяцев, что обусловлено средним сроком проживания детей в Центре семьи «Богучанский». Программа рассчитана на воспитанников в возрасте от 4 до 18 лет.

Формы и режим занятий:

В неделю предполагается 3 занятия, которые могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Продолжительность занятия  группового занятия 45 минут, индивидуального – 30 минут.

Индивидуальные занятия проводятся по индивидуальному составленному графику.

В соответствии с возрастом, воспитанники определяются в одну из групп: 4-6 лет; 7-11 лет; 12-15 лет; 16-18 лет.

Программа разбита на 4 модуля, каждый соответствует определенной возрастной группе.

Формы проведения занятий:

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами с  целью формирования навыка коллективной работы и навыка общения.

Практические занятия, предполагает     выполнение упражнений с анализом пластической реакции, развитие мимических,  жестовых навыков.

Занятие-постановка, репетиция проводится с целью  развития  речи воспитанников и их двигательной культуры,  развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятиеспектакль (представление)  совершенствует  технику сценической речи, формирует навык   коллективной работы и творческой дисциплины.  Проводится для самих детей, сотрудников и гостей центра.

Выездное занятиепосещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

В рамках учебных занятий используются следующие методы обучения: методы активизации деятельности; объяснительно — иллюстративный, игровой метод, частично – поисковый, проблемный, исследовательский  метод и метод  проектов на этапе формирования знаний; аналитические методы на итоговых занятиях; методы поощрения и мотивации для создания атмосферы заинтересованности  и др.

Ожидаемые результаты и способы их определения:

По окончании цикла обучения воспитанники овладеют определенным уровнем (в зависимости от возраста и предварительной подготовки) основ театрального и кукольного искусства,  умением применять полученные знания и навыки в творческой практике.

Воспитанники центра смогут:

  • развить деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.;
  • приобщиться к художественной — эстетической культуре через активизацию творческих способностей в сфере театрального и кукольного искусства;
  • сформировать необходимые для занятий способности: выносливость, концентрацию, внимание, умение ориентироваться в пространстве;
  • развить общий и культурный кругозор;
  • развить этические аспекты поведения на занятиях и вне занятий, культуру общения и поведения в социуме;
  • сформировать навыки здорового образа жизни, воспитать чувство гордости за культурное и историческое наследие России, воспитать толерантное отношение к окружающим.

Результатом совместной работы педагогов и детей является  духовное и физическое развитие обучающегося; формирование раскованного, общительного человека; развитие фантазии, памяти, внимания, а также развитие  чувства пространства, времени,  и других психологических свойств личности обучающихся; возможность реализации творческих способностей обучающихся в постановке спектакля, представлений; развитие творческой самостоятельности, театральной дисциплины, практических навыков.

Поскольку воспитательный потенциал кукольного театра не ограничен образно-семантическим направлением интеллектуального развития личности, в работе по программе «Кукольный театр» можно выделить поисково-системное направление, цель которого – выработка навыка сбора информации из различных источников, необходимой для созданий художественного образа персонажа и, конечно же, сравнительно-оценочное направление, которое предполагает развитие чувства гармонии и формирования критериев оценки.

К окончанию обучения по данной программе дети, в соответствии с возрастными особенностями, приобретают знания по устройству зрительного зала и сцены, многообразию театральных профессий, культуре поведения на сцене  и за кулисами.

Выпускники  смогут совершенствовать полученные знания и навыки на основе более сложного репертуара, участия в театральной деятельности коллектива, конкурсных и досуговых мероприятиях.

 

В результате обучения по программе «Кукольный театр»  воспитанники должны знать/понимать:

  • сведения об истории русского кукольного театра, истоках его зарождения;
  • объяснить термин УНТ (устное народное творчество), иметь представление о русском фольклоре, его формах и видах;
  • что такое техника речи, какие понятия она в себя включает;
  • что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д.

чем отличаются понятия:

  • техника речи и развитие речи;
  • что такое дикция;
  • что такое скороговорка, привести примеры изученных скороговорок;
  • что такое этюд, виды сценических этюдов;

уметь:

  • объяснить понятия: жест, мимика, сценическая пластика, сценическое движение;
  • выполнять индивидуальные и коллективные речевые этюды;
  • владеть навыком сценической импровизации;
  • применять полученные  знания  в создании характера   сценического образа.

К концу обучения более ярко проявляются творческие способности каждого воспитанника кукольного театра.  Владение различными актерскими, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети принимают активное участие во всех представлениях, конкурсах.

Посещение концертов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения театральному и кукольному искусству на любой стадии обучения.

Обучение по данной программе предполагает тесное сотрудничество воспитанников и педагога с психологической службой учреждения, которая подбирает необходимый воспитаннику индивидуальный комплекс коррекционно-развивающих упражнений.

Формы контроля реализации программы

Систематический контроль за эффективностью театрально-педагогического процесса со стороны педагога, аудио-видео средств ТСО и методы самоконтроля со стороны обучающегося: наблюдение,  театрализованные представления,   опросы, индивидуальный контроль, а также самонаблюдение и самооценка проводятся 2 раза в процессе обучения для каждого воспитанника.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Наличие репетиционного помещения (сцена).
  2. Стулья для детей дошкольного и школьного возрастов.
  3. Музыкальный центр, компьютер.
  4. Театральная ширма.
  5. Электроаппаратура.
  6. Театральные костюмы, куклы, декорации.
  7. Подборка репертуара.
  8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
  9. Записи выступлений, театральных представлений.

Скачать программу полностью

Скачать рецензию

Обсуждение закрыто.